ШАГ: «Молодость – время выбора. Управление государством» (об участии молодежи в выборах, праве избирать и быть избранным в государственные органы).

24 апреля 2025
ШАГ: «Молодость – время выбора. Управление государством» (об участии молодежи в выборах, праве избирать и быть избранным в государственные органы).

24 апреля 2025г. в ГУО «Средняя школа №4 г. Волковыска» состоялось мероприятие в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» - «Школа активного гражданина» для учащихся VIII классов на тему «Молодость – время выбора. Управление государством» (об участии молодежи в выборах, праве избирать и быть избранным в государственные органы).

Цель тематического информационного часа – формирование активной гражданской позиции учащихся.

Методы: мозговой штурм, брифинг, работа с кроссвордом, гексограммой, ребусами, развлекательная  словесная игра «Избирательная лингвистика», разработка и создание нового продукта, рефлексивная сессия.

На данное мероприятие был приглашен Иван Музычко, учащийся ГУО «Средняя школа №7 г. Волковыска», член районного Молодёжного парламента при Волковысском районном Совете депутатов, участник международного проекта «Поезд Памяти – 2024».

В начале мероприятия Кресло Е.В., педагог, выполняющий функции классного руководителя 8 «Б» класса, акцентировала внимание учащихся на теме выбора, которая была актуальна во все времена. Выбор часто решал как судьбы отдельных личностей, так и судьбы всего человечества. Порой неправильный выбор приводил к катастрофическим последствиям, гибели целых государств, а взвешенное решение спасало мир от рокового падения в бездну хаоса. Кресло Е.В. подчеркнула, что по достижении совершеннолетия учащиеся обретут ещё одно право выбора -  избирательное право. Молодость – это период жизни каждого человека, когда он полон сил и надежд на будущее. В молодости люди активно учатся новому, формируется их активная гражданская позиция. Именно «молодость – время выбора». Учащиеся посмотрели видеоролик «Молодёжь на выборах Президента Республики Беларусь».

Кресло Е.В. отметила, что сегодня будет идти речь об участии молодёжи в политической жизни страны, электоральных молодёжных проектах и кампаниях. Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах, в том числе и через участие в выборах. Люди, способные защитить свою точку зрения и проявить гражданскую позицию, вызывают у окружающих уважение. Взрослый, состоявшийся человек всегда готов разделить ответственность за будущее своего города, страны, своей малой родины. Участвуя в выборах, каждый имеет возможность внести вклад в будущее нашей страны, ее социальную стабильность, укрепление позиции Беларуси на мировой арене.                                                                  

В самом начале мероприятия с учащимися был проведён «политический ликбез». Учащиеся дали определение таким политическим терминам как «демократия», «гражданин», «избиратель», «бюллетень», «конституция», заполнив соответствующее поле кроссворда.

Во время проведения этапа  ШАГ 1 «Мы узнаём» ведущие мероприятия Никонович Анна и Дубай Егор предложили учащимся 8-х классов ответить на вопросы интерактивной викторины. Во время обсуждения ответов на вопросы ребята рассмотрели и обсудили такие темы как реализация принципа народовластия в Республике Беларусь, формы участия молодёжи в управлении государством, в подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь, условия, созданные государством для участия молодых лидеров в работе органов власти. Учащиеся узнали, что нужно, чтобы стать членом Молодежного парламента. Большую помощь в ответах на вопросы викторины оказали «эксперты» - группа учащихся, задействованных в подготовке мероприятия. Посредством фронтального обсуждения, составляющих гексограммы, а также красочной презентации учащиеся познакомились с ключевыми понятиями мероприятия: «молодежная политика Беларуси», «участие молодежи в общественно-политической жизни страны», «участие молодежи в  выборах»; «избирательное право»; «активная жизненная позиция»; «инициативность», «гражданская зрелость», «патриотизм».

Особое внимание учащиеся обратили на активное участие БРСМ в реализации ряда проектов, направленных на повышение электоральной активности всех категорий молодых граждан (учащихся, студентов, работающей молодежи), По мнению одного из «экспертов» Бейкач Миланы, системой, которая обеспечивает развитие самостоятельности учащихся для достижения общественно значимых целей, является ученическое самоуправление. Именно ученическое самоуправление призвано способствовать готовности самостоятельно принимать решения, нести ответственность за принятые решения и их последствия.

Учащиеся многое узнали о деятельности Молодежного парламента, его роли в разработке и внесении изменений в законы, направленные на защиту прав и интересов молодежи в стране. Основными задачами Молодежного парламента являются:

- вовлечение молодежи в парламентскую деятельность и развитие правовой и политической культуры среди молодежи;

- участие в разработке проектов нормативных правовых актов, касающихся прав и законных интересы молодежи;

- участие в формировании и осуществлении государственной молодежной политики.

По мнению одного из «экспертов» мероприятия, Кулаковского Константина, учащегося 8 «А» класса, чтобы присоединиться к работе Молодежного парламента в регионе, нужно узнать о работе органа ученического самоуправления в своем учреждении образования (например, совет школы, совет самоуправления) и о том, как проходят выборы; продумать, интересы какой группы молодежи ты представляешь и какова твоя предвыборная кампания (например, идеи проектов); принять участие в выборах в орган ученического самоуправления на уровне школы и выдвинуть свою кандидатуру на выборы в региональный Молодежный парламент.         

Лейтмотивом ШАГА 1 стал вывод учащихся о том, что инициативность и активность формируются с молодости, подросткового возраста. Каждый из учащихся должен хорошо учиться, быть ответственным за свои поступки, неравнодушным, способным сделать осознанный выбор, чтобы быть полезным своей стране. Именно так формируется «активная жизненная позиция» и  «гражданская зрелость».

Ведущие представили Музычко Ивана, учащегося ГУО «Средняя школа №7 г. Волковыска», члена районного Молодёжного парламента при Волковысском районном Совете депутатов, участника международного проекта «Поезд Памяти – 2024». Иван увлечённо рассказал о молодёжных проектах, в которых он принимает участие, о деятельности Молодёжного парламента, поделился секретами хорошего настроения и неиссякаемой энергии. Учащиеся воочию увидели пример активного и успешного человека, практически своего ровесника. Наверное, в связи с этим и возникло так много вопросов, адресованных гостю.

На этапе проведения встречи ШАГ 2 «Знакомство с земляком» во время брифинга учащиеся задавали разнообразные вопросы Музычко Ивану, интересовались его участием в органах самоуправления школы и дальнейшими планами в работе Молодёжного парламента. Особое внимание и интерес учащихся вызвали ответы на вопросы: «Поделитесь своим личным опытом участия в выборах, и как он повлиял на Ваше понимание важности голосования?», «Как Вы считаете, какую роль молодежь играет в современном политическом процессе и насколько важно ее участие в выборах?».

Иван подробно рассказал о своём участии в белорусско-российском проекте «Поезд Памяти - 2024», участником которого он являлся. Иван ответил на вопросы ребят о том, как можно стать участником данного молодёжного проекта. Он отметил, что участников выбирают на конкурсной основе из числа школьников с активной жизненной позицией, достигших высоких показателей в учебной, общественной, спортивной, волонтёрской деятельности. В 2024 году в данном проекте приняли участие ребята из 8 стран СНГ. «Мы – по-настоящему сплочённая команда, поддерживаем отношения друг с другом и сегодня. Проект и тема исторической памяти о Великой Отечественной войне нас объединили!» - рассказал Иван об участниках проекта.

На этапе проведения ШАГ 3 «Мы действуем» ребятам было предложено выразить свою точку зрения по обсуждаемым проблемам, ответив на вопросы «Что нужно делать, чтобы активно участвовать в общественной и политической жизни страны?» и «В каких молодёжных проектах вы бы хотели принять участие?». Ведь уже через несколько лет они сами придут на избирательные участки, сделают свой осознанный выбор. Учащиеся оформили «Дерево идей и инициатив», разместив на нём свои ответы и предложения. Ребята отметили главные идеи участия в общественной и политической жизни страны, которые нашли своё место на «дереве»:

       - волонтёрство - это возможность сделать мир лучше и получить опыт общения и социального взаимодействия; возможность найти хороших друзей, интересных людей, единомышленников;

          - активное участие в органах самоуправления школы – учиться самостоятельно принимать решения, нести ответственность за принятые решения и их последствия;

          - развивать в себе лидерские качества;

          - стать членом Молодёжного парламента;

          - быть настоящим патриотом и гражданином своей страны с активной гражданской позицией.

В дальнейшем все идеи будут рассматриваться и обсуждаться на классных и информационных часах гражданско-патриотической направленности.

Кресло Елена Владимировна, педагог, выполняющий функции классного руководителя 8 Б класса