«Технология формирования конфликтологической компетентности субъектов образовательных стандартов в рамках деятельности школьных служб медиации и разрешения конфликтов»

В данном разделе представлен опыт работы «Технология формирования конфликтологической компетентности субъектов образовательных стандартов в рамках деятельности школьных служб медиации и разрешения конфликтов» под руководством кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой клинической и консультативной психологии УО «Белорусский педагогический университет имени М.Танка» Шульга О.К. с 2019 по 2022 годы.

Школа – это сообщество, включающее не только учащихся и педагогов, но и родителей, технический персонал. Как любое сообщество людей, школьное сообщество предполагает наличие множества мнений, взглядов, различный уровень культуры её членов, что, безусловно, приводит к возникновению конфликтных ситуаций. А вот как разрешится возникшая конфликтная ситуация, зависит от того, насколько её участники владеют конфликтологическими компетенциями, знают и умеют правильно избрать тактику поведения, чтобы конфликт был разрешён, причём конструктивно. Исходя из этого, возникает необходимость в повышении конфликтологической компетентности участников школьного сообщества. Это возможно разными путями и методами: просвещением, проведением процедур медиации с участием всех субъектов, а также, что наиболее эффективно, обучением медиации учащихся, педагогов и родителей. Поскольку конфликтные ситуации чаще всего возникают в ученической среде, то очень важно обучить приёмам медиации взрослых: педагогов, к которым в школе дети обращаются за помощью, а также родителей, к которым дети идут за помощью дома. Особенно полезны знания по разрешению конфликтных ситуаций многодетным родителям, которые чаще других сталкиваются с детскими конфликтами.

Работа в проекте «Технология формирования конфликтологической компетентности субъектов образовательных стандартов в рамках деятельности школьных служб медиации и разрешения конфликтов» способствовала освоению педагогами, учащимися принципов формирования конфликтологической компетентности, позволила создать в учреждении образования школьную службу медиации.

Школьная служба медиации вне зависимости от степени её использования оказывает положительное влияние на все уровни жизни школьного коллектива:

– улучшает психологический климат, отношения между учениками, учителями и учениками, учителями и родителями;
– способствует развитию самоуправления;
– позволяет на практике обучать ненасильственным формам взаимодействия;
– демонстрирует преимущества конструктивного разрешения конфликта;
– способствует формированию у учащихся уверенного поведения, повышению самооценки и самодисциплины, развитию критического мышления, навыков принятия решения.

В ходе реализации инновационного проекта происходит формирование всех компонентов конфликтологической компетентности участников образовательных отношений – когнитивного, аффективного и поведенческого; формируются знания о причинах и функциях конфликтов, умения и навыки продуктивного разрешения конфликтов способом сотрудничества на основе медиативного подхода, стремления к диалогу, толерантности и открытости. В процессе овладения эффективными коммуникативными техниками формируется новый стиль поведения в конфликтных ситуациях, который позволяет более целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом разрешать споры.

В рамках проекта реализована просветительская деятельность, направленная на повышение конфликтологической компетентности педагогов и учащихся в форме групповых консультаций; разработаны и проведены занятия с элементами тренинга для учащихся, семинары-практикумы для педагогов. Разработаны рекомендации педагогам и родителям по повышению конфликтологической компетентности, по эффективному поведению в конфликтных ситуациях с детьми, серия классных часов, создан информационный стенд «Школьная Служба Примирения», информационно-методический вестник, на сайте учреждения образования – вкладка «Инновационный опыт». В сборнике республиканской конференции «Инновационная образовательная практика как ресурс развития» размещена статья заместителя директора по учебной работе Новик Т.А. «Внедрение инновационного проекта в школьную жизнь» (18.12.2020г.), принята к публикации статья «Школьная медиация: понятие, технологии, особенности внедрения» в сборнике материалов докладов ІІІ педагогических чтений с международным участием «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы» (февраль 2023г.), в научно-педагогическом журнале «Народная асвета» – разработка занятия с элементом тренинга «Конфликтологическая компетентность педагога» педагога-психолога Самардак Н.И. (май 2022г.).

Представленные материалы могут быть полезны администрации школы, педагогам, учащимся, педагогам-психологам, социальным педагогам, учителям-дефектологам, воспитателям, а также родителям учащихся.

Форум по медиации 2018-2019 Гродно.В 2018/2019 уч.г. учащиеся-медиаторы нашей школы приняли участие в областном форуме медиаторов в г.Гродно. Наша команда выступала под названием «ЮМ», что означает Юные Медиаторы. Форум проходил в ГУО «Средняя школа №3 г. Гродно» и собрал учащихся-медиаторов со всей области. Ребята получили новый опыт в сфере медиации, что стало хорошим стимулом для продолжения обучения.
Ребята посетили музей гродненской школы, где познакомились с народным творчеством белорусского народа. По результатам участия в форуме учащиеся получили Сертификаты юного медиатора.

Сценарий участия в областном форуме медиаторов(2018г.)
- Мы команда/
- вместе: «Ю.М.»:/

- Юные Медиаторы/
- из средней школы №4/
- города Волковыска.
- Медиатор – это кто?
- Мы расскажем коротко Принципы и правила всего за 5 минут.
- На фестивале модном, фестивале медиаторов
- вместе: Смотрите наш видеоэкспромт.

ДУБЛЬ 1. Такое может случиться с каждым.
1-я пара девочек
- Надя, я тебе доверяла, а ты… как ты могла рассказать всем…
- Да ты на себя посмотри: то с одной дружишь, то с другой, определись как-нибудь!

Девочки отворачиваются друг от друга и становятся в позу непримиримости.

2-я пара: ученица и учитель
- Анастасия Сергеевна, я хотела бы узнать, почему Вы поставили мне «6», а Пете «8», ведь я ответила хорошо.
- Хорошо, но не лучше, чем Петя.
- Мы вместе с ним готовились, так несправедливо.
- Настя, мне виднее, кто и как отвечал.
- Все, я больше Ваш урок учить не буду, все равно хороших отметок мне не видать.
- Тебе решать, и тебе же сдавать экзамен.

Ученица и учительница отворачиваются друг от друга и становятся в позу непримиримости.

ДУБЛЬ 2. Выход медиаторов (учащийся и взрослый)
- Самое главное, иметь желание разрешить конфликт и помириться.
- Выход есть: нужно обратиться в Школьную Службу Примирения

- Где конфликтную ситуацию поможет разрешить Медиатор-учащийся
- или Медиатор-взрослый
- вместе: вы выбираете сами.

ДУБЛЬ 3. Презентация медиатора и процедуры медиации.

Ситуация 1.
- Здравствуйте. Я Аня. Сегодня я буду вашим медиатором и помогу вам разрешить ваш спор. Представьтесь, пожалуйста.
- Надя.
- Леся.
- Спасибо, что обратились в школьную службу примирения.
- Я хотела бы уточнить: добровольно ли вы приняли это решение?
- вместе: Да!
- А что вы знаете о процедуре медиации?
- Обратиться за медиацией мы можем только ДОБРОВОЛЬНО, если мы хотим помириться
- вместе: А мы хотим!

Затем девочки пытаются подкупить медиатора и протягивают ему шоколад и конфеты
Медиатор отодвигает шоколад и конфеты (у девочек вопрос в глазах и удивление):
- А вы знаете, что одним из принципов медиации является НЕЙТРАЛЬНОСТЬ и НЕЗАВИСИМОСТЬ медиатора (плакат «Принцип нейтральности»).

- Да-а-а (девочки удивляются и прячут конфеты и шоколад в карманы)

Выходит медиатор-взрослый:
- в конфликтной ситуации между учеником и учителем к процедуре медиации подключается медиатор-взрослый.

Ситуация 2.
- А вы что знаете о медиации?
- Для меня важно, что я могу наравне со своей учительницей высказать свое мнение и участвовать в принятии решения (плакат «Принцип равноправия»)

- Для меня важно то, что все, о чем мы будем говорить, останется между нами (поднимает плакат «Принцип конфиденциальности»)

Все вместе:
- Мы даем согласие на медиацию, мы готовы вместе искать пути примирения (поднимают плакат «Принцип СОТРУДНИЧЕСТВА»),

Медиаторы:
- Тогда давайте подпишем согласие на проведение медиации (плакат «Согласие на проведение медиации»)

ДУБЛЬ 4. Переговоры, в ходе которых:
- выясняются позиции сторон в конфликте (перестроение с плакатами «Моя ПОЗИЦИЯ»)

- выражаются чувства сторон в конфликте (перестроения с плакатами «Мои ЧУВСТВА»)

- медиатором задаются вопросы, целью которых является выяснение истинных интересов сторон (плакаты «АЙСБЕРГ» переворачиваются поочередно)

ДУБЛЬ 5. Решение проблемы.
- Поиск совместного решения конфликта (плакаты «Решение 1…», «Решение 2…», «Решение 3… в конфликтующих парах»)
- и достижение КОНСЕНСУСА (плакат «Консенсус»)

– решения, удовлетворяющего обе стороны (все берутся за руки) (плакат «Результат: ПРИНЯТИЕ СОВМЕСТНОГО РЕШЕНИЯ»

- проверка решения на реалистичность и подписание Медиативного Соглашения или примирительного договора (плакат «Примирительный договор»)

ДУБЛЬ 6. Выход из медиации.
Медиаторы по очереди:
-Я хочу поблагодарить Вас за то, что вы обратились в Школьную Службу примирения
- За активное сотрудничество по поиску решения Вашего спора
- Довольны ли Вы достигнутым Вами результатом?

Все вместе: ДА (протягивают руки для рукопожатия)

ДУБЛЬ 7. Заключительный.
ИТАК:
- Медиатор – это…независимый посредник, который создает условия для принятия совместного решения путем соблюдения принципов и правил медиации.
- Процедура медиации - переговоры между конфликтующими сторонами с участием медиатора, которая основана:
- на Желании конфликтующих сторон решить конфликт
- на Выявлении истинных интересов конфликтующих сторон
- на Выработке совместного решения и достижении консенсуса
- Что обеспечивает ответственность сторон за принятое ими решение.

- Школьная Служба Примирения – это модно,
- ВМЕСТЕ: потому что человек чувствует себя личностью!

Все по очереди делают шаг вперед и произносят:
- Мне было важно, что я пришла на медиацию по собственному желанию – плакат принцип ДОБРОВОЛЬНОСТИ
- Мне было важно, что я могу свободно, без унижения и оскорбления, без критики выразить свое мнение и быть услышанной – плакат принцип РАВНОПРАВИЯ

- Мне было важно, что на меня не будет оказано давление, что я сама смогу принимать решение, исходя из собственных интересов – плакат принцип НЕЙТРАЛЬНОСТИ и НЕЗАВИСИМОСТИ медиатора

- Мне было важно, что будут учтены мои интересы и при этом другая сторона не будет обижена, и решение будет удовлетворять нас обоих – плакат принцип СОТРУДНИЧЕСТВА

- Мне было важно, что информация, которая стала нам известна друг о друге не выйдет за рамки нашего круга – плакат принцип КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Поднимаем плакаты вверх:
Школьная Служба Примирения – это модно, эффективно и круто!

Форум по медиации 2020 Гродно.В 2019/2020 уч.г. в г. Гродно проходил второй областной фестиваль юных медиаторов, в котором приняли участие лучшие учащиеся-медиаторы нашей школы. Встреча проходила в интерактивном формате: ребята участвовали в квест-игре, в которой необходимо было не только показать знания в сфере медиации, но и проявить смекалку и находчивость. Наша команда успешно прошла квест.
Хороший практический опыт ведения диалога ребята получили в ходе мастер-класса по ораторскому искусству, в котором принимали активное участие Захарко Елизавета, Гресик Алеся и Никитенко Софья.

Обучение медиации.В рамках реализации инновационной деятельности проходили тренинги по обучению медиаторов из числа учащихся. Ребята не только познакомились с основами медиации и её принципами, но и попробовали применить свои знания на практике в ходе тренировочных медиаций.

ДЕНЬ 2-й - ДЕНЬ БЕЗ КОНФЛИКТОВ

Девиз: Главное – иметь желание жить в мире.

1) Разработка Памятки для педагогов «Решаем конфликты конструктивно»
2) Занятие с элементами тренинга для уч-ся 10-11кл. «Тренинг личностного роста. Общение в конфликте»
3) Психологическая игра для уч-ся 5-7-х кл. «Решать и действовать».
Акция «Жить в мире и согласии»: Творческое задание: создать памятку «Чтобы жить в мире и согласии, важно…»

>

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО И БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ


Мастерство общения оттачивается и совершенствуется непосредственно в процессе
коммуникации. Существуют некие общие правила, выполнение которых поможет вам
эффективно общаться на разных уровнях, разрешать конфликты и уметь поддерживать
общение разного формата с разными людьми.
1. Поддерживайте зрительный контакт с собеседником. Лучше направить взгляд
на лицо, перемещая его с глаз на рот говорящего и обратно. Прямой взгляд в глаза всегда
воспринимается как агрессия и может провоцировать лишнее напряжение.
2. Используйте приѐмы активного слушания. Показать, что вы сосредоточены на
общении и слушаете собеседника можно как с помощью слов («да», «ага», повтор
последней сказанной реплики), так и с помощью невербалики (кивки головой).
3. Давайте собеседнику обратную связь. Это могут быть уточнения («Я правильно
понимаю, что...»), перефразирование (повтор основной идеи сказанного другими
словами), интерпретации (попытка понять, что за переживания и эмоции стоят за
словами собеседника).
4. Называйте собеседника по имени. Любимое слово каждого человека – это его
имя. Обращение по имени способствует установлению хорошего контакта.
5. Используйте Я-сообщения, если делаете замечание или критикуете (не «Ты
меня расстроил», а «Я расстроился, когда ты сделал...»).
6. Высказывая критику, адресуйте еѐ конкретному поведению собеседника, а не
его личности (не «Ты плохой», а «Мне неприятно, когда ты делаешь так-то. Я считаю,
что это плохой поступок»).
Начинать использовать эти простые правила лучше в знакомой и безопасной
обстановке, в своей семье, а затем переходить к более сложным ситуациям.