1.  Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3. Принят Палатой Представителей 2 декабря 2010 г.  

2. Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 01 июля 2010 г. № 153-З 

3. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII 

4. Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» от 07 декабря 2009 г. № 65-З  

5. Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» от 9 ноября 1999 г. № 305-З 

6. Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73 

7. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 250  

8. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31 марта 2014 г. № 15/27/23  

9. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 № 82) 

10. Методические рекомендации по организации работы с учащимися 

11. Рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Актуальные формы и методы совершенствования профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования»​ 

12. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»​ 

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

  • Выбор профессии «за компанию».
  • Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
  • Увлечение только внешней стороной профессии.
  • Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
  • Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
  • Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
  • Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
  • Недостаточное знание профессии.

При выборе профессии нужно:

  • Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
  • Определиться в своих интересах;
  • Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
  • Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
  • Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
  • Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);
  • Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;
  • Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.

 

Выбирая профессии, важно:

  • Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.
  • Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  • Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.

 

Выбирая учебное заведение:

  • Узнайте всё об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
  • Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
  • Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
  • Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
  • Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
  • Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

 С целью совершенствования деятельности в сфере профессиональной ориентации школьников и решения проблем, связанных с поступлением молодежи в учреждения профессионального образования, Республиканский институт профессионального образования разместил справочник абитуриенту: «Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси»

Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет»

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

Факультет цифровой экономики БГЭУ(1 стр), Факультет цифровой экономики БГЭУ(2 стр)

«Белорусский государственный экономический университет»

«Барановичский государственный университет» ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

«Барановичский государственный университет» ИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Факультет информационных технологий и робототехники Белорусского национального технического университета

«Барановичский государственный университет» ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

«Барановичский государственный университет» ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой

 

 

Брест и Брестская область:

Барановичский государственный университет
Брестский государственный технический университет
Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина
Полесский государственный университет

 

Витебск и Витебская область:

Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет
Витебский государственный технологический университет
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова
Витебский филиал Международного университета "МИТСО"
Полоцкий государственный университет

 

Гомель и Гомельская область:

Белорусский государственный университет транспорта
Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации
Гомельский государственный медицинский университет
Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого
Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины
Гомельский филиал Международного университета "МИТСО"
Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

 

Гродно и Гродненская область:

Гродненский государственный аграрный университет
Гродненский государственный медицинский университет
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Гродненский филиал БИП

 

Минск и Минская область:

Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Белорусская государственная академия авиации
Белорусская государственная академия искусств
Белорусская государственная академия музыки
Белорусская государственная академия связи
Белорусский государственный аграрный технический университет
Белорусский государственный медицинский университет
Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка
Белорусский государственный технологический университет
Белорусский государственный университет
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники
Белорусский государственный университет культуры и искусств
Белорусский государственный университет физической культуры
Белорусский государственный экономический университет
Белорусский национальный технический университет
Военная академия Республики Беларусь
Государственное учреждение образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь»
ГУО «Институт бизнеса БГУ»
Институт менеджмента спорта и туризма
Институт парламентаризма и предпринимательства
Институт современных знаний имени А.М.Широкова
Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова Белорусского государственного университета
Международный гуманитарно-экономический институт
Международный университет "МИТСО"
Минский государственный лингвистический университет
Минский инновационный университет
Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
УО "Частный институт управления и предпринимательства"
Учреждение образования «БИП — Университет права и социально-информационных технологий»
Учреждение образования ”Институт предпринимательской деятельности“ (ИПД)
Филиал БНТУ г. Солигорск

 

Могилев и Могилевская область:

Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия
Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий
Белорусско-Российский университет
Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова
Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь

21.10.2023 День военного и спасателя

Экскурсия в в\ч 20670 (г.Слоним)

Экскурсия в Волковысский РОЧС «Хочу быть спасателем»

Викторина «Правила дорожного движения»

Конкурсная программа «Школа безопасности»

Профориентационная игра «Путешествие в мир профессий»

Викторина «Знание правил дорожного движения – моя безопасность»

 

20.10.2023 День педагогического работника и строителя

Музейный урок «Педагогические династии»

Медиация «Решаем конфликты конструктивно» (особенности профессии «Медиатор»)

Педагогические пробы в рамках работы факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию»

Экскурсия в музей ОАО «Красносельскстройматериалы» и Росский дом ремёсел

19.10.2023 День банковского работника и госслужащего

Экскурсия в Агропромбанк

Экскурсия в отдел ЗАГС Волковысского горисполкома

18.10.2023 День транспортного работника

Экскурсия в автошколу «Волковысская автошкола ДОСААФ»

Экскурсия в Волковысское локомотивное депо

Демонстрация техники Волковысского РОЧС «Профессия спасатель»

17.10.2023 День связи и СМИ

Экскурсия в почтовое отделение №5 «Белпочта»

Экскурсия в ГОУПП «Волковысская типография"

16.10.2023 День библиотекаря

Экскурсия в библиотеку «Знакомство с профессией «Библиотекарь»

Экскурсия в Городскую детскую библиотеку (ул. Н. Борки, 25)

Библиотечный час «Профессии в книгах»