Педагогические классы
➤Роль педагогических классов в образовательном пространстве школы
В Республике Беларусь создана система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой являются профильные классы педагогической направленности (https://pedklassy.bspu.by/).
Для того, чтобы в ближайшем будущем в учреждения образования страны пришли грамотные, творческие, профессиональные педагоги, уже сегодня в стране ведётся целенаправленная работа по привлечению в педагогические учреждения высшего образования наиболее мотивированных выпускников школ и гимназий.
➤Цель профильной подготовки педагогической направленности – это осознанный выбор старшеклассниками своей будущей профессии.
➤Задачи профильной подготовки педагогической направленности:
- мотивировать учащихся на самопознание и развитие своих способностей;
- развивать мотивы профессионального выбора и потребность в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности;
- создавать условия для анализа учащимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;
- способствовать осмыслению специфики педагогической профессии;
- развивать умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способность работать в команде;
- создавать условия для проектирования учащимися стратегии профессионального и личностного саморазвития.
В Беларуси накоплен многолетний опыт ранней ориентации детей и учащейся молодежи на выбор педагогической профессии. В 80-90-е годы ХХ века в республике существовала система педагогических классов, в которых учащиеся на третьей ступени общего среднего образования наряду с общешкольными предметами изучали факультативные курсы по педагогике и психологии. Выпускники педклассов имели возможность поступать в белорусские педагогические вузы на льготных условиях. В 1992 году в Минске была открыта педагогическая гимназия, девизом которой был «Найти и вырастить учителя в школе!». Гимназисты с V по XI класс изучали систему факультативных занятий по педагогике и психологии под общим названием «Познай себя, воспитай себя», участвовали в различных видах педагогической практики: были помощниками воспитателей в детских садах, помощниками учителей в начальных классах, участвовали в различных социально значимых делах. В результате, около трети выпускников гимназии ежегодно делали осознанный выбор в пользу профессии педагога, отличались высокой мотивированностью и интересом к педагогической деятельности.
Несколько лет назад идея возрождения деятельности профильных классов педагогической направленности нашла поддержку на государственном уровне. Так, в 2014 году Президент Республики Беларусь поддержал предложение вернуть профильное обучение. А БГПУ имени М.Танка выступил с инициативой введения профильной педагогической подготовки в X-XI классах. Таким образом, с 2015/2016 учебного года первые педагогические классы и группы были открыты во всех регионах Беларуси. И всего было открыто 102 класса. Уже в 2018/2019 учебном году таких классов функционировало 420, но это на 21 класс меньше, чем в предыдущем учебном году.
В нашем учреждении образования первая профильная группа педагогической направленности была открыта в 2016/2017 учебном году.
Каково же содержание деятельности профильных классов педагогической направленности?
✓Во-первых, это изучение учащимися X-XI классов учебных предметов на повышенном уровне (как правило, это те учебные предметы, учителем которого они планируют стать в будущем).
✓Во-вторых, освоение курса факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» (всего 140 ч). Учащиеся на протяжении двух лет посещают факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию». В рамках факультативных занятий для учащихся создаются благоприятные условия для общения, самовыражения и приобщения их к будущей педагогической деятельности. Цель занятий – создать условия для профессионального самоопределения учащихся на III ступени общего среднего образования и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии. Миссия педагогов, ведущих факультативные занятия, вызвать интерес старшеклассников к педагогической профессии и укрепить их в решении стать педагогом.
✓В-третьих, педагогические пробы являются важной и неотъемлемой частью содержания деятельности профильных классов педагогической направленности. Это посещение уроков учителей, проведение микроисследований, организация игр на переменах, подготовка и проведение воспитательных дел, фрагментов уроков, практика в школьном лагере и другие испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности.
✓В-четвертых, обучение в профильном классе педагогической направленности предполагает создание портфолио «Я – педагог». Оно выступает в качестве инструмента оценки достижений учащихся профильных классов педагогической направленности. В портфолио учащиеся фиксируют результаты своей учебной и педагогической деятельности: эссе, творческие задания, данные самодиагностики, презентации, проекты, рефлексивные и оценочные комментарии педагогов, одноклассников и т.д. Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. В этом случае портфолио становится для учащегося формой фиксации собственных удач и достижений.
Состоять портфолио должно из четырех разделов:
- «Мой портрет», где содержатся сведения об учащемся, которые он может представить любым способом.
- «Личные достижения», где размещаются индивидуальные достижения учащегося (образовательные, творческие, спортивные).
- «Портфолио работ» включает в себя собрание исследовательских, проектных, творческих работ учащегося, результаты педагогических проб.
- «Рефлексивный раздел» содержит рефлексивные и оценочные комментарии педагогов, одноклассников, родителей, результаты рефлексии и самооценки учащегося.
Какие же преимущества имеют учащиеся профильных классов педагогической направленности после окончания школы?
Право поступления на педагогические специальности без вступительных испытаний предоставляется выпускникам, получившим отметки не ниже «8» баллов по профильным предметам. По всем остальным предметам отметки должны быть не ниже «7» баллов. К тому же необходимо будет представить приемной комиссии развернутую рекомендацию из школы, где будет отражено, работал ли абитуриент вожатым, участвовал ли в волонтерском движении, был ли помощником классных руководителей в младших классах, участвовал ли в организации различных школьных мероприятий и прочие подробности, характеризующие будущего педагога. Также необходимо будет пройти собеседование и представить портфолио.
Собеседование проводится с целью выявления личностных, деловых качеств абитуриента, его способностей к обучению на педагогической специальности.
Задания для проведения собеседования составляются приемной комиссией вуза в соответствии с учебной программой факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию».
▶ИНФОРМАЦИЯ о педагогических классах (материалы ГУДОВ ВОИРО)
План мероприятий
по сопровождению деятельности группы педагогической направленности
в государственном учреждении образования
«Средняя школа № 4 г. Волковыска»
на 2025/2026 учебный год
Цель: создание необходимых условий для самоопределения учащихся и осознанного выбора профессий педагогической направленности.
Задачи:
- обеспечить эффективную деятельность педагогического коллектива, направленную на осознанный выбор учащимися профессий педагогической направленности;
- развивать у учащихся чувства ответственности, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению качествами, необходимыми для педагогической деятельности;
- воспитывать уважение к педагогической профессии.
|
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственный |
|
Информационное и организационно-методическое обеспечение деятельности профильных классов педагогической направленности |
|||
|
1 |
Изучение нормативных документов, Письма министерства образования Республики Беларусь от 14.06.2024 года «О формировании профильных классов педагогической направленности» |
август 2025 |
Крупта Ж.Ч., заместитель директора по учебной работе |
|
2 |
Изучение образовательных запросов учащихся, уровня их подготовленности и возможностей обучения в профильной группе педагогической направленности |
май 2025 |
Крупта Ж.Ч., заместитель директора по учебной работе |
|
3 |
Комплектование группы педагогической направленности с учётом результатов диагностики и готовности учащихся к обучению |
август 2025 года |
Колодинская С.Н., директор; Крупта Ж.Ч., заместитель директора по учебной работе |
|
4 |
Пополнение тематической страницы сайта учреждения образования актуальными материалами по профориентации |
в течение учебного года |
Крупта Ж.Ч., заместитель директора по учебной работе Мурончик А.Г., инженер-программист |
|
5 |
Организация взаимодействия с учебным учреждением «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы» |
сентябрь 2025 |
Кравченко И.М., заместитель директора по воспитательной работе |
|
6 |
Информационно-разъяснительная работа среди учащихся о профильном обучении в группах педагогической направленности |
в течение учебного года |
Крупта Ж.Ч., заместитель директора по учебной работе; Крупта О.Р., учитель английского языка |
|
7 |
Участие учащихся и их родителей в профориентационных встречах с представителями учреждений высшего, среднего специального образования педагогической направленности |
согласно плану по профориентации |
Кравченко И.М. заместитель директора по воспитательной работе |
|
8 |
Привлечение учащихся профильных классов педагогической направленности к участию в университетских олимпиадах |
в течение года |
Крупта Ж.Ч., заместитель директора по учебной работе |
|
9 |
Проведение работы по предварительному комплектованию сети классов педагогической направленности в 2026/2027 учебном году |
февраль-май 2026 |
Крупта Ж.Ч., заместитель директора по учебной работе |
|
Развитие кадрового потенциала |
|||
|
10 |
Повышение педагогического мастерства педагога, работающего в группе педагогической направленности через участие в конференциях, семинарах и других мероприятиях, организуемых учреждениями высшего образования |
в течение учебного года |
Новик Т.А.., заместитель директора по учебной работе |
|
11 |
Формирование банка методических рекомендаций, учебно-методических комплексов, нормативных документов по работе с группой педагогической направленности |
в течение учебного года |
Новик Т.А., заместитель директора по учебной работе |
|
Профориентационные мероприятия |
|||
|
12 |
Организация участия учащихся профильных классов педагогической направленности в районных Ярмарках целевой подготовки |
октябрь 2025, февраль 2026 |
Крупта Ж.Ч.. заместитель директора по учебной работе |
|
13 |
Проведение Недели профориентации (по отдельному графику) |
октябрь 2025 |
Кравченко И.М. заместитель директора по воспитательной работе |
|
14 |
Организация участия учащихся профильных классов педагогической направленности в образовательных экскурсиях и встречах с представителями ВУЗов Гродненской области, Республики Беларусь: |
в течение года |
Крупта Ж.Ч., заместитель директора по учебной работе |
|
Работа с учащимися |
|||
|
15 |
Проведение классных и информационных часов профориентационной направленности: «Что может помочь в планировании моего будущего», «Образование и формирование жизненных планов», «Экскурс в мир профессий», «Выбор профессии – дело серьезное», «Анализ рынка труда. Востребованные профессии» |
в течение учебного года |
Классные руководители, педагоги-психологи |
|
16 |
Проведение факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» |
в течение учебного года |
Крупта О.Р., учитель английского языка, Самардак Н.И., педагог-психолог |
|
17 |
Участие в проекте «Студент на один день» |
ноябрь 2025 года |
Крупта Ж.Ч., заместитель директора по учебной работе |
|
18 |
Организация научно-исследовательской, проектной деятельности педагогического направления |
в течение учебного года |
Крупта Ж.Ч., заместитель директора по учебной работе, педагогический коллектив |
|
19 |
Экскурсия в УО «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы» |
январь 2026 года |
Крупта О.Р., учитель английского языка, Самардак Н.И., педагог-психолог |
|
20 |
Демонстрация видеороликов и презентаций «Моё призвание – педагог» |
декабрь 2025 года |
Самардак Н.И., педагог-психолог |
|
21 |
Встреча с педагогами-отличниками образования Республики Беларусь, учителями-методистами учреждений образования на базе Музея образования Волковысского района |
январь 2026 года |
Новик Т.А., заместитель директора по учебной работе |
|
22 |
Экскурсии в Музей образования Волковысского района |
февраль 2026 года |
Крупта О.Р., учитель английского языка |
|
23 |
Участие в республиканских олимпиадах по учебным предметам, непрерывных олимпиадах, дистанционных олимпиадах, творческих конкурсах, конференциях |
в течение года |
Крупта Ж.Ч., заместитель директора по учебной работе |
|
24 |
Организация встреч с представителями высшего и среднего профессионального образования в рамках онлайн-трансляций и видеоконференций |
в течение года |
Кравченко И.М., заместитель директора по воспитательной работе |
|
Работа с законными представителями учащихся |
|||
|
25 |
Информационно-разъяснительная работа о профильном обучении педагогической направленности среди законных представителей учащихся |
в течение учебного года |
Крупта Ж.Ч., заместитель директора по учебной работе |
|
26 |
Составление памяток для законных представителей об особенностях работы учреждения образования в условиях профильного обучения, педагогической профилизации. |
декабрь 2025 года |
Самардак Н.И., педагог-психолог |
|
Психолого-педагогическое сопровождение |
|||
|
27 |
Диагностика склонностей и способностей учащихся 9-х классов для дальнейшего выбора педагогической профессии |
апрель 2026 года |
Самардак Н.И., педагог-психолог |
|
28 |
Индивидуальное консультирование, помощь в выборе профиля обучения |
в течение учебного года |
Самардак Н.И., педагог-психолог |
|
29 |
Проведение психологических тренингов по проблемам самопознания, развития профессионального самоопределения |
в течение учебного года |
Самардак Н.И., педагог-психолог |