Чешейко Светлана Викентьевна – педагог социальный |
Щерба Алла Иосифовна – педагог социальный |
График работы педагогов социальных на 2024-2025
График проведения консультаций пед.соц. на 2024-2025
Уголовная и административная ответственность за преступления и правонарушения по линии наркоконтроля
Административная ответственность несовершеннолетних
Государственная поддержка семей
Льготы семьям, воспитывающим детей инвалидов
Республиканский список экстремистских материалов
Приемным родителям
7 советов приемным родителям
Заботьтесь о себе
Важно, чтобы родитель следил за своим физическим и эмоциональным состоянием, не думая при этом, что он — эгоист. Приемный родитель — это тот костер, от которого греется вся семья, он не должен погаснуть.
Учитесь наблюдать за своим состоянием и задавать себе вопросы: «Как я реагирую на проблемное поведение ребенка? Что я чувствую в тот момент, когда ребенок демонстрирует проблемное поведение?»
Если родитель обнаруживает, что какие-то события из жизни ребенка вызывают у него сильный эмоциональный отклик, это повод обратиться к специалисту. Обращаться за помощью — это важное умение.
Наблюдайте
Важно научиться не реагировать на эмоцию ребенка своей эмоцией, не провалиться в гнев или чувство вины, не присоединяться к нему в этой эмоции, а подумать о том, какая у него потребность и отреагировать на нее.
За поведением ребенка в каждом случае стоит эмоция, а за эмоцией стоит потребность. Понимание потребности ребенка очень часто меняет нашу реакцию на его поведение. Наблюдая за ребенком вы научитесь распознавать триаду — поведение/эмоция/потребность.
Всегда нужно думать о причинах трудного поведения. Возможно, ребенок хочет привлечь внимание. Дети с опытом сиротства не различают позитивный и негативный способ привлечения внимания, им любой хорош. Сначала разбираемся, зачем ребенок это делает, затем даем то внимание, которое ему нужно.
Принимайте
Родителям не надо брать на себя роль психолога.
Если ребенок вдруг начинает рассказывать о каких-то травматических событиях, то задача родителя не прояснять эти события, не выяснять, что там было, а посочувствовать, принять, успокоить и с этим идти к психологу. Травма так устроена, что может ассоциироваться с тем местом, где она проявляется. Задача родителя — сочувствовать, принимать, успокаивать. Дальше уже — идти к специалисту.
Говорите
Задача родителя — убедить ребенка в том, что страшные воспоминания и события остались в прошлом, а теперь все иначе.
«Я могу тебе как-то помочь? Тебе трудно? Тебе страшно? Ты сердишься на нас?» Так можно обсудить все негативные эмоции, которые есть у ребенка. Скажите ему, что иногда сердиться на родителей — это нормально. Это не значит, что происходит что-то ужасное. И обязательно предложите помощь. Ребенок не сразу скажет, как вы можете ему помочь, но он будет знать, что вы рядом и готовы это сделать.
Радуйтесь
Очень важно замечать маленькие успехи.
Довольно часто путь приемных родителей начинается в глубоком кризисе, и важно заметить, что хотя ситуация остается кризисной, но она уже стала более благополучной, чем была несколько дней назад. Например, на прошлой неделе у ребенка было пять драк, а на этой — три. Мы видим, что прогресс есть, хотя три драки — это тоже плохо. Вот эту оптику родителю важно выстроить у себя и научиться показывать ее помогающим специалистам.
Оставайтесь спокойным
Самое главное — постараться остаться спокойным.
Мы все учимся устойчивости у взрослых. Если ребенок кричит и ругается, пытается уйти из дома, скорее всего, у него состояние близкое к истерике. Это эмоциональная нестабильность. Важно, чтобы взрослый остался в этой ситуации стабильным.
Снизьте планку
Принимая ребенка в семью, стоит подумать о том, какие ожидания есть у общества, какие есть ожидания у тебя самого (и откуда они взялись), и какие ожидания могут быть у ребенка. Иногда нужно просто снизить планку. Сказать себе так: я была амбициозным родителем, я хотела, чтобы ребенок хорошо учился, правильно питался и развивался. Сейчас я говорю себе так: если в доме есть макароны, а детей не выгоняют из школы, то этого достаточно.
Памятка приемному родителю по воспитанию приемного ребенка
Послание от приемного ребенка
- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я хорошо знаю, что не обязательно давать мне всё, что я требую. Я просто испытываю вас.
- Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.
- Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на вашу инициативу.
- Не будьте непоследовательны. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, поколеблет мою веру в вас.
- Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что – то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь ещё больших «побед».
- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыгрываюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
- Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдёт в привычку использовать вас в качестве прислуги.
- Не обращайте внимания на мои «дурные привычки». Это меня портит.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу внимание на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.
- Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, и моё желание действовать с вами заодно пропадает. Будет нормально, если вы предпримите определённые шаги позднее.
- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, и что такое плохо.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
Приёмные родители вправе…
- ожидать внимания и уважения со стороны детей в той же степени, в какой дети имеют право на внимание и уважение со стороны приёмных родителей.
- отдыхать и заниматься саморазвитием, проводить определённое время с супругом иди другим важным для них взрослым.
- откладывать принятие решения до тех пор, пока у них не будет возможности его тщательно обдумать.
- говорить «нет» устанавливать разумные ограничения в отношении приёмных детей, а также в разумных пределах давать им возможность его тщательно обдумать.
- рассчитывать на то, что значимые для них люди, а также государственные органы и учреждения должным образом ценили их работу по дому.
- просить детей оказывать им разумную помощь по дому в пределах, соответствующих возможностям детей.
- делиться с детьми своими ценностями и мнениями, при этом не будучи вправе настаивать на том, чтобы дети в обязательном порядке следовали их ценностям и придерживались их мнений.
- получать поддержку в своей деятельности по обеспечению законных прав детей должное уважение по отношению к ним.
Рекомендации по профилактике вредной зависимости у подростков
- Рекомендации по выявлению признаков насилия в отношении воспитанников и обучающихся с учетом специфики круглосуточного режима функционирования учреждения образования
- Кибербуллинг
- Кибербуллинг как новая форма угрозы безопасности личности ребенка
- Буллинг
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Вы - самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы лучше всех знаете своего ребенка. В Ваших силах формировать у своих детей отрицательное отношение к употреблению различного рода психоактивных веществ, начиная от никотина и заканчивая сильнейшими и современными наркотическими веществами, которые воздействуя на психику человека, заставляют его стать своим рабом.
- Закрепляйте у ребенка отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, табака, спайсов и др.), которые приводят в состояние мнимого счастья, свободы и радости, но которое быстро проходит, а зависимость уже остается.
- Приводите детям конкретные примеры из жизни, собственным поведением демонстрируйте свое негативное отношение к этим явлениям. Сами живите здоровой жизнью! Наши дети на подсознательном уровне усваивают истины, которые преподносят в семье самые значимые для них люди – родители, мама и папа. Согласно данным опросов, наиболее частым мотивом употребления наркотиков является «неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее».
- Уделяйте время для общения со своими детьми минимум 15 мин. в день, искренне интересуйтесь жизнью своих детей, их тревогами и переживаниями, проблемами и друзьями.
- Будьте вместе со своим ребенком! Старайтесь проводить с ним как можно больше времени (привлекайте к совместному отдыху, спорту, домашним делам), будьте в курсе его школьной жизни, приглашайте к себе домой его друзей. Не только контролируйте его, но и живите с ним одной жизнью.
- Любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть! Чаще хвалите своих детей, обнимайте, говорите, что вы их любите. Критикуйте и оценивайте не его личность (ты плохой), а отдельные поступки (ты поступил плохо), поощряйте достижения. Дети, которые чувствуют себя ненужными и нелюбимыми в семье, чаще ищут ощущение счастья в употреблении алкоголя и др.психотропов.
К употреблению наркотиков наиболее склонны подростки с низкой психоэмоциональной устойчивостью, склонные неадекватно реагировать на стресс, не умеющие найти выход из психотравмирующей ситуации, имеющие высокий уровень притязаний и низкую самооценку.
Формируйте у ребенка положительное восприятие себя; учите принимать неудачи, как отправную точку для работы над собой, а не как трагедию; в трудных ситуациях поддержите своего ребенка, но не критикуйте и не обвиняйте, ведь он и так переживает и ждет от Вас сочувствия, понимания и поддержки; требуйте от ребенка только того, что ему по силам в его возрасте, иначе он будет терпеть неудачу за неудачей и перестанет верить в себя.
- Будьте внимательны и наблюдательны, чтобы вовремя заметить значительные и опасные для ребенка перемены в его поведении, настроении, внешнем виде, круге общения, словарном запасе и пр. Для этого изучите признаки употребления психоактивных веществ (см. Приложение 1 «Признаки употребления психоактивных веществ подростком»)
- Не опоздайте! Вовремя дайте ребенку всю необходимую информацию. Научите ребенка отказывать, т.е. говорить твердое «НЕТ!», когда ему предлагают попробовать наркотики. Эксперименты детей с психоактивными веществами начинаются уже с 3-4 класса. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов.Не оставьте Вашего ребенка безоружным! (см. далее Приложение 2 «Методы отказа от пробы наркотиков» ).
- Самое главное: любите своего ребенка и в каждую минуту жизни, давайте ему знать об этом своими словами и своими действиями.
НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ» НАРКОТИКАМ!
Сказать «НЕТ» - это целая наука, которую, кстати, не всегда до конца постигают даже взрослые люди. Отказывая, важно смотреть собеседнику в глаза. Твой голос должен быть твердым и уверенным. Ты имеешь право принимать решения, говорить «нет» и не чувствовать себя за это виноватым.
Некоторые примеры или сценарии отказа:
- «Нет, я не употребляю наркотики». Этот ответ не требует объяснения, и может звучать вслед за предложением любого вида наркотиков, важно произнести его твердо и уверенно.
- «Нет, спасибо. Мне надо идти на тренировку». Рациональное обоснование отказа убедит тех людей, которые предлагают попробовать наркотик, что Вы - не их жертва и очень быстро потеряют к Вам интерес. Важно произнести отказ твердо и уверенно.
- На вопрос «Тебе слабо?» можно ответить так, но твердо и уверенно:
- «Мне слабо сидеть на игле всю оставшуюся жизнь».
- «Спасибо, нет. Это не в моем стиле».
- «Отстань!»
- «Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказал (а) «НЕТ»?»
- «Наркотики меня не интересуют».
- Если собеседник начинает подтрунивать над отказом, нужно поддержать «шутливую» форму разговора.
- Если давление будет все настойчивее, нужно помнить, что всегда можно просто уйти и даже не ввязываться в диалог.
КАК РЕАГИРОВАТЬ, ЕСЛИ ВАШ СЫН, ДОЧЬ, ПОДТВЕРДИЛ,
ЧТО УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ?
• Будьте терпеливы, держите себя в руках, ведь для ребенка было очень сложно рассказать Вам о том, что он принимает наркотики, и он, в свою очередь, ждет от вас поддержки и помощи, а вовсе не нервного срыва.
• Поблагодарите ребенка за доверие и честность и четко обозначьте свою позицию: я люблю и принимаю тебя, но я не принимаю употребление наркотиков.
• Постарайтесь узнать, как долго, что именно и в каких количествах ребенок употребляет, что он получает от употребления, но помните, это не допрос, а беседа, будьте тверды, но внимательны к чувствам ребенка.
• После беседы позвоните на телефон горячей линии (170 – круглосуточный телефон доверия, психологическая помощь; 8-801-100-18-18 – республиканская горячая линия по вопросам лечения наркомании) опишите ситуацию и выслушайте все рекомендации.
• Помогите ребенку пройти обследование и, при необходимости, лечение.
ПОМНИТЕ! Определить, сформировалась зависимость или нет, может только специалист. Не делайте скоропостижных выводов и не отчаивайтесь, но будьте внимательны и наблюдательны, чтобы вовремя заметить значительные и опасные для ребенка перемены в его поведении, настроении, внешнем виде, круге общения, словарном запасе и пр. Для этого изучите признаки употребления психоактивных веществ.
Психосоциальное анкетирование
РОДИТЕЛЯМ
о психосоциальном анкетировании
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ
Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 18.11.2014 № 10-07/П-807, Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов, утвержденный Министерством образования и Министерством здравоохранения Республики Беларусь 10.11.2014г.
Процедура психосоциального анкетирования
Психосоциальное анкетирование проводится не реже одного раза в год. Рекомендуемый период проведения – начало учебного года (до 1 ноября).
Психосоциальное анкетирование проводится на основе использования верифицированных тестов-анкет, позволяющих выявить у обучающегося склонность к формированию химической зависимости.
В целях получения объективной информации анкетирование, обработку данных, подготовку выводов и рекомендаций целесообразно проводить специалистам СППС учреждения образования.
Объектом диагностики являются три возрастные группы обучающихся:
- старшая группа –16-18 лет;
- средняя группа – 14-15 лет;
- младшая группа – 11-13 лет.
1. Психосоциальное анкетирование обучающихся 11-18 лет проводится в рамках про-филактической работы учреждения образования (1-й этап), поэтому согласие законных представителей обучающихся 11-13 лет и обучающихся с 14 лет для проведения первого этапа не требуется.
При выявлении несовершеннолетних с высокими показателями риска формирования химической зависимости по результатам 1-го этапа проводится 2-й этап психо-социального анкетирования, на проведение которого необходимо согласие законных представителей обучающихся 11-13 лет или самих обучающихся с 14 лет.
При выявлении высокого уровня риска формирования химической зависимости по итогам проведения 2-го этапа психосоциального анкетирования обучающегося вместе с родителями в обязательном порядке направляют в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.
2. Анкетирование не может осуществляться анонимно, а должно содержать сведения об обучающемся и его возрасте (в виде кода/шифра) с целью обеспечения конфиденциальности.
Результаты анкетирования конфиденциальны, с ними могут ознакомиться только законные представители, а также сами несовершеннолетние с 14 лет.
Почему ВАЖНО и НУЖНО пройти психосоциальное анкетирование
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Вы, безусловно, - самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это - здоровые родительские эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.
Современный мир наполнен множеством соблазнов и опасностей, в ловушку которых может попасть любой ребенок. Сегодня ребенку могут предложить наркотики и алкоголь в любом месте: во дворе или на дискотеке. И это может оказаться именно Ваш ребенок. Опрометчиво успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может». Лучше беду предупредить, не допустить, чем потом бороться с ней и чувствовать себя беспомощным, когда гибнет твой ребенок, когда ты бессилен перед страшной зависимостью от наркотиков или др. психоактивных веществ. А все потому, что не обратили внимания или попросту решили скрыть возникшую проблему, вместо того, чтобы вовремя обратиться за помощью.
ПОМНИТЕ! Чем раньше Вы заметите проблему, тем легче будет справиться с бедой.
Психосоциальное анкетирование – это один из методов раннего выявления склонности ребенка к формированию зависимости от психоактивных веществ.
Проводится оно с учащимися подросткового возраста, начиная с 11 лет.
Почему именно с подросткового возраста?
- Подросток находится в активном поиске себя среди людей, среди сверстников, стремится к самоутверждению и независимости, пробуя разные пути и способы, часто опасные для жизни и здоровья.
- Подростки часто лишены чувства самосохранения и склонны к риску, часто неоправданному.
- Подростки – возраст в большей мере проявления чувств и эмоций, чем осознанности и рассудка.
- Подростки подвергаются гармональным атакам, что повышает их агрессивность, которую они стремятся выплеснуть через разные, порой неадекватные способы поведения.
- Подростки находятся в поиске новых ощущений.
- В среде подростков распространено давление со стороны сверстников, что толкает их на пробу наркотиков и алкоголя ради мнимого авторитета.
- Подростки стремятся к взрослости и чаще всего используют для этого внешние атрибуты взрослого поведения: курение, употребление алкоголя и др., что на самом деле несет опасность для их жизни и здоровья.
Процедура психосоциального анкетирования индивидуальна и конфиденциальна: с результатами имеют право познакомиться только законные представители и сами несовершеннолетние с 14 лет.
Результат психосоциального анкетирования не дает оснований считать ребенка зависимым, но позволяет выявить проблемные особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать причиной для формирования зависимости. При высоких показателях риска рекомендуется пройти консультацию специалиста медицинского профиля, чтобы убедиться, что со здоровьем ребенка все в порядке, или вовремя оказать ему необходимую помощь (конфиденциально).
Вы можете ознакомиться с вопросами анкет, пройдя по соответствующей ссылке:
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Вы - самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы лучше всех знаете своего ребенка. В Ваших силах формировать у своих детей отрицательное отношение к употреблению различного рода психоактивных веществ, начиная от никотина и заканчивая сильнейшими и современными наркотическими веществами, которые воздействуя на психику человека, заставляют его стать своим рабом.
- Закрепляйте у ребенка отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, табака, спайсов и др.), которые приводят в состояние мнимого счастья, свободы и радости, но которое быстро проходит, а зависимость уже остается.
- Приводите детям конкретные примеры из жизни, собственным поведением демонстрируйте свое негативное отношение к этим явлениям. Сами живите здоровой жизнью! Наши дети на подсознательном уровне усваивают истины, которые преподносят в семье самые значимые для них люди – родители, мама и папа. Согласно данным опросов, наиболее частым мотивом употребления наркотиков является «неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее».
- Уделяйте время для общения со своими детьми минимум 15 мин. в день, искренне интересуйтесь жизнью своих детей, их тревогами и переживаниями, проблемами и друзьями.
- Будьте вместе со своим ребенком! Старайтесь проводить с ним как можно больше времени (привлекайте к совместному отдыху, спорту, домашним делам), будьте в курсе его школьной жизни, приглашайте к себе домой его друзей. Не только контролируйте его, но и живите с ним одной жизнью.
- Любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть! Чаще хвалите своих детей, обнимайте, говорите, что вы их любите. Критикуйте и оценивайте не его личность (ты плохой), а отдельные поступки (ты поступил плохо), поощряйте достижения. Дети, которые чувствуют себя ненужными и нелюбимыми в семье, чаще ищут ощущение счастья в употреблении алкоголя и др.психотропов.
- К употреблению наркотиков наиболее склонны подростки с низкой психоэмоциональной устойчивостью, склонные неадекватно реагировать на стресс, не умеющие найти выход из психотравмирующей ситуации, имеющие высокий уровень притязаний и низкую самооценку.
Формируйте у ребенка положительное восприятие себя; учите принимать неудачи, как отправную точку для работы над собой, а не как трагедию; в трудных ситуациях поддержите своего ребенка, но не критикуйте и не обвиняйте, ведь он и так переживает и ждет от Вас сочувствия, понимания и поддержки; требуйте от ребенка только того, что ему по силам в его возрасте, иначе он будет терпеть неудачу за неудачей и перестанет верить в себя.
- Будьте внимательны и наблюдательны, чтобы вовремя заметить значительные и опасные для ребенка перемены в его поведении, настроении, внешнем виде, круге общения, словарном запасе и пр. Для этого изучите признаки употребления психоактивных веществ (см. Приложение 1 «Признаки употребления психоактивных веществ подростком»)
- Не опоздайте! Вовремя дайте ребенку всю необходимую информацию. Научите ребенка отказывать, т.е. говорить твердое «НЕТ!», когда ему предлагают попробовать наркотики. Эксперименты детей с психоактивными веществами начинаются уже с 3-4 класса. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов.Не оставьте Вашего ребенка безоружным! (см. далее Приложение 2 «Методы отказа от пробы наркотиков» ).
- Самое главное: любите своего ребенка и в каждую минуту жизни, давайте ему знать об этом своими словами и своими действиями.
НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ» НАРКОТИКАМ!
Сказать «НЕТ» - это целая наука, которую, кстати, не всегда до конца постигают даже взрослые люди. Отказывая, важно смотреть собеседнику в глаза. Твой голос должен быть твердым и уверенным. Ты имеешь право принимать решения, говорить «нет» и не чувствовать себя за это виноватым.
Некоторые примеры или сценарии отказа:
- «Нет, я не употребляю наркотики». Этот ответ не требует объяснения, и может звучать вслед за предложением любого вида наркотиков, важно произнести его твердо и уверенно.
- «Нет, спасибо. Мне надо идти на тренировку». Рациональное обоснование отказа убедит тех людей, которые предлагают попробовать наркотик, что Вы - не их жертва и очень быстро потеряют к Вам интерес. Важно произнести отказ твердо и уверенно.
- На вопрос «Тебе слабо?» можно ответить так, но твердо и уверенно:
- «Мне слабо сидеть на игле всю оставшуюся жизнь».
- «Спасибо, нет. Это не в моем стиле».
- «Отстань!»
- «Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказал (а) «НЕТ»?»
- «Наркотики меня не интересуют».
- Если собеседник начинает подтрунивать над отказом, нужно поддержать «шутливую» форму разговора.
- Если давление будет все настойчивее, нужно помнить, что всегда можно просто уйти и даже не ввязываться в диалог.
Признаки употребления психоактивных веществ.
Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком
наркотиков и др. психотропов,
если замечаете, что:
- его поведение сильно изменилось:
- утрата старых друзей, отказ познакомить Вас с новыми друзьями;
- сужение круга интересов, потеря интереса к бывшим увлечениям, хобби и пр;
- нарушение памяти, неспособность логически мыслить, резкое снижение успеваемости;
- резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность, не обусловленная реальной обстановкой;
- настроение колеблется: от безудержного веселья до депрессии и наоборот;
- непривычная раздражительность и агрессия;
- замкнутость: ребенка перестают интересовать события в семье, в классе;
- сокрытие от Вас мест, которые он посещает, того, с кем и чем планирует заниматься, и пр.;
- телефонные разговоры (особенно «зашифрованные») с незнакомыми лицами, использование в разговоре специфических слов, смысл которых он не хочет объяснить или объясняет хитро и непонятно;
- стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;
- нарушение сна: бессонница или настолько крепкий сон, что не представляется никакой возможности его разбудить или сделать это намного труднее, чем было раньше;
- необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания;
- долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома;
- нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
- специфический запах от одежды (например, смесь хвои с табаком);
- незнакомые таблетки, порошки и пр. (не из домашней аптечки) в комнате, среди личных вещей, в карманах;
- неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налет на языке;
- необъяснимые «потери» или пропажи денег и вещей из дома.
КАК РЕАГИРОВАТЬ, ЕСЛИ ВАШ СЫН, ДОЧЬ, ПОДТВЕРДИЛ,
ЧТО УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ?
• Будьте терпеливы, держите себя в руках, ведь для ребенка было очень сложно рассказать Вам о том, что он принимает наркотики, и он, в свою очередь, ждет от вас поддержки и помощи, а вовсе не нервного срыва.
• Поблагодарите ребенка за доверие и честность и четко обозначьте свою позицию: я люблю и принимаю тебя, но я не принимаю употребление наркотиков.
• Постарайтесь узнать, как долго, что именно и в каких количествах ребенок употребляет, что он получает от употребления, но помните, это не допрос, а беседа, будьте тверды, но внимательны к чувствам ребенка.
• После беседы позвоните на телефон горячей линии (170 – круглосуточный телефон доверия, психологическая помощь; 8-801-100-18-18 – республиканская горячая линия по вопросам лечения наркомании) опишите ситуацию и выслушайте все рекомендации.
• Помогите ребенку пройти обследование и, при необходимости, лечение.
ПОМНИТЕ! Определить, сформировалась зависимость или нет, может только специалист. Не делайте скоропостижных выводов и не отчаивайтесь, но будьте внимательны и наблюдательны, чтобы вовремя заметить значительные и опасные для ребенка перемены в его поведении, настроении, внешнем виде, круге общения, словарном запасе и пр. Для этого изучите признаки употребления психоактивных веществ.
Что делать, если вы заподозрили неладное?
Не обманывайтесь и не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны!
Не теряйте времени! Действуйте! Обращайтесь за помощью (она анонимна).