ШАГ: «Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит чтить законы своего государства и брать на себя ответственность за будущую судьбу своей страны»

23.10.2025 г. в учреждении культуры «Волковысский военно-исторический музей имени П.И. Багратиона» состоялось мероприятие в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» - «Школа активного гражданина» для учащихся IX Б и 10 классов на тему «Быть достойным гражданином – значит быть активным гражданином Республики Беларусь!»
Цель тематического информационного часа – формирование активной гражданской позиции учащихся
Методы: мозговой штурм, брифинг, разработка и создание нового продукта, рефлексивная сессия.
На данном мероприятии с учащимися провёл беседу Талюк Николай Николаевич, старший научный сотрудник УК «Волковысский военно-исторический музей имени П.И. Багратиона».
В начале мероприятия Кресло Е.В., педагог, выполняющий функции классного руководителя 9 «Б» класса, акцентировала внимание учащихся на том, насколько важна роль молодёжи - её помыслы, устремления, образование, выбор профессии - для развития государства. Ведь за молодёжью – будущее. Елена Владимировна предложила в ходе совместного обсуждения ответить на вопрос: «Что значит быть достойным гражданином нашей страны?» Поэтому в фокусе обсуждения: Конституция Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь, Всебелорусское народное собрание, ветви государственной власти, государственные награды и премии, молодежная политика Беларуси, участие молодежи в общественно-политической жизни страны.
Во время проведения этапа ШАГ 1 «Мы узнаём» ведущие мероприятия Никонович Анна и Дубай Егор предложили учащимся 9 «Б» и 10 классов обсудить следующие вопросы: изменения и дополнения, внесенные в Конституцию по результатам республиканского референдума 2022 года, закрепившие ценностные ориентиры белорусского общества; права и обязанности Президента Республики Беларусь; полномочия Всебелорусского народного собрания; распределение государственной власти в Республике Беларусь; награждение государственными наградами и государственные премиями Республики Беларусь. Большую помощь в ответах на вопросы оказали «эксперты» - группа учащихся, задействованных в подготовке мероприятия. Посредством фронтального обсуждения, красочной презентации учащиеся познакомились с ключевыми понятиями мероприятия: «республиканский референдум», «права», «обязанности», «законодательная власть», «исполнительная власть», «судебная власть», «гражданская зрелость». Во время обсуждения ответов на вопросы ребята рассмотрели такие проблемы как полномочия Всебелорусского народного собрания, взаимодействие всех ветвей государственной власти, за что награждают государственными наградами и государственными премиями Республики Беларусь. Учащиеся больше узнали о том, какие возможности для участия граждан в жизни общества предоставляют органы местного управления, как органы местного управления (самоуправления) участвуют в реализации государственной политики, о деятельности Молодёжного парламента.
По мнению одного из «экспертов» мероприятия, Скаскевич Полины, учащейся 9 «Б» класса, изменения и дополнения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь по результатам республиканского референдума 2022 года, закрепили ценностные ориентиры белорусского общества. Среди таких изменений и дополнений выделяют:
- стремление решать важнейшие вопросы коллективно;
- традиционные семейные ценности;
- сохранение памяти об истории Великой Отечественной войны, героизме и самоотверженности белорусского народа;
- создание условий для защиты персональных данных;
- взаимная ответственность гражданина и государства.
На этапе ШАГА 1 учащиеся выяснили, что в Республике Беларусь существует разделённая система власти. Государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
Лейтмотивом ШАГА 1 стал вывод учащихся о том, что активная жизненная позиция и инициативность формируются с подросткового возраста. Каждый из нас должен быть ответственным за свои поступки, активным, хорошо учиться, способным сделать осознанный выбор, чтобы быть полезным своей стране. Именно так формируется «гражданская зрелость».
Учащиеся познакомились с Талюком Николаем Николаевичем, старшим научным сотрудником УК «Волковысский военно-исторический музей имени П.И. Багратиона». Николай Николаевич рассказал учащимся об истории развития избирательного права в разных странах, о правовых основах избирательной системы, о значении участия в выборах. Николай Николаевич акцентировал внимание учащихся на основных принципах проведения выборов и референдумов, подчеркнул основные характеристики избирательного права в нашей стране как всеобщего, свободного и равного. Николай Николаевич обратил внимание учащихся на то, что современная молодёжь отличается от предыдущих поколений. Она более мобильна, активна, амбициозна и продвинута. И важнейшей тенденцией развития общества является то, что молодёжь принимает активное участие в работе Молодёжного Парламента, диалоговых площадок, молодёжных форумов. По мнению Николая Николаевича, быть достойным гражданином – значит быть неравнодушным человеком, способным откликнуться на все вызовы нашего времени, быть активным, заинтересованным в развитии нашей страны, знающим её историю, и стремящимся вносить свою лепту в её будущее, где мы будем продолжать жить, учиться, трудиться и растить детей.
На этапе проведения встречи ШАГ 2 «Знакомство с земляком» во время брифинга учащиеся задавали разнообразные вопросы Талюку Николаю Николаевичу, интересовались личной историей его гражданского и профессионального выбора, планами на будущее.
Особое внимание и интерес учащихся вызвали ответы на вопросы: «Кто, по Вашему мнению, отвечает за обеспечение стабильности в развитии нашей страны? На ком лежит ответственность за будущее страны?», «Как органы местного управления (самоуправления) участвуют в реализации государственной политики?», «Какие возможности для участия граждан в жизни общества предоставляют органы местного управления?».
На этапе проведения ШАГ 3 «Мы действуем» ребятам было предложено выразить свою точку зрения по обсуждаемым проблемам, ответив на вопрос «Что значит быть ответственным за будущее страны?». Ведь уже через несколько лет они сами смогут принять участие в выборах. А сегодня у них есть возможность участвовать в работе органов самоуправления в своей школе, Молодёжного Парламента Беларуси, стать участниками акций и проектов, таких как «100 идей для Беларуси», «Открываем Беларусь», «Родные лица Победы», «Цифровая звезда» и т д., быть активными членами ОО БРСМ. В завершение мероприятия педагог предлагает учащимся приступить к созданию второй страницы альбома активного гражданина: «Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит быть ответственным за будущее своей страны», на которой будут размещены материалы о результатах участия в некоторых акциях и конкурсах, идеи современных подростков о путях развития и благоустройства нашей страны.
В дальнейшем все идеи будут рассматриваться и обсуждаться на классных и информационных часах гражданско-патриотической направленности.
Кресло Елена Владимировна, педагог, выполняющий функции классного руководителя 9 Б класса